Са́вина Мария Гавриловна (1854-1915), актриса. С 1869 в провинции, с 1874 в Александринском театре (Санкт-Петербург). В совершенстве владела искусством сжатой, исчерпывающей характеристики персонажа. Игре свойственны простота, психологическая тонкость и изящество. Одна из лучших исполнительниц ролей в пьесах Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского: Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя), Верочка и Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева), Юлия Тугина («Последняя жертва» Островского) и др. Была в числе организаторов и председателей Русского театрального общества; основала убежище для престарелых артистов (ныне санкт-петербургский Дом ветеранов сцены им. Савиной).
* * *
САВИНА Мария Гавриловна - СА́ВИНА Мария Гавриловна [30 марта (11 апреля) 1854, Каменец-Подольск - 8 (21) сентября1915, Санкт-Петербург], русская драматическая актриса.
Начинающая провинциальная актриса
Дочь провинциальных актеров Г. Н. и М. П. Подраменцовых, выступавших под псевдонимом Стремляновы. Юная актриса также начинала свою карьеру как Стремлянова, но после того как вышла замуж за актера Н. Н. Славича (по театру Савина), навсегда оставила себе после развода (1874) его сценическое имя, под которым и вошла в историю театра.
Впервые выйдя на сцену семилетним ребенком, уже в пятнадцать являлась профессиональной актрисой. В своих мемуарах «Горести и скитания»(1883, изданы в 1927) Савина поведала о своих скитаниях по провинциальным сценам, о встречах с артистами, заменившими ей театральную школу, среди которых наибольшее влияние на нее оказали А. И. Шуберт и П. М. Медведев (см. МЕДВЕДЕВ Петр Михайлович), самый серьезный и культурный антрепренер тех лет. В его труппе, приобретя подлинные профессиональные навыки, она получила известность.
Александринка. Пришедшая слава
В 1874 приехала в Петербург, где дебютировала на сцене Александринского театра (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР), который стал для нее родным до конца жизни. Она сразу же покорила столицу, завоевав любовь публики, и добилась первенства на императорской сцене. В 1882 вступила во второй раз в блестящий брак с Н. Н. Всеволожским, вскоре опять принесший ей горести и разочарования. Лишь встреча с А. Е. Молчановым в 1895, женой которого она стала в 1910, принесла семейный покой и благополучие.
За сорок лет «царствования» на александринской сцене Савина создала целую галерею женских образов. Она выступала в произведениях Тургенева (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), Л. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), сыграла около тридцати ролей в пьесах Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и множество ролей в пьесах текущего репертуара. В молодости это были роли неопытных и наивных девушек. Кроткие и страдающие или озорные и жизнерадостные - они относились к амплуа инженю, в которую актриса вносила современное звучание: смелость и глубину чувства, энергию и решительность, независимость и оригинальность характера (Верочка - «Месяц в деревне»Тургенева, Варя - «Дикарка»Островского). Взрослея, ее героини становились олицетворением женственности, то взбалмошной и капризной, то властной и победительной (Пушинская - «Тетенька» Н. Николаева /Н.Н.Куликова/, Феня - «Майорша» И. В. Шпажинского). В некоторых из них, холодных и расчетливых, обнаруживались зло и пороки современной жизни, выражался новый дух времени, толкавший женщину на путь авантюризма (Ольга - «Ольга Ранцева» Б. М. Маркевича, Волынцева - «Цепи» А. И. Сумбатова-Южина (см. СУМБАТОВ-ЮЖИН Александр Иванович)). Стареющие героини Савиной последних лет ее творчества, не желая смиряться, судорожно цеплялись за уходящую молодость и утерянную любовь (Наталья Петровна - «Месяц в деревне» Тургенева, Елена - «Симфония» М. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич)).
Неповторимый талант
Талант актрисы поражал современников широтой диапазона. Не зная границ в комедии, она сделала подвластной себе и сферу драмы, найдя и блестяще разработав в ней свои особые приемы будничного драматизма. Принадлежа к художникам аналитического склада, владея виртуозным мастерством, актриса в каждой роли создавала целостный и убедительный женский образ, в котором все было продумано и подчинено достоверности характера (Марья Антоновна - «Ревизор» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), Акулина - «Власть тьмы» Л.Н.Толстого). Савина привнесла на сцену знание жизни и ощущение времени, свой собственный опыт, а потому ее работы были проникнуты правдой жизни, подчас резкой и беспощадной. Актерская манера Савиной была яркой и неповторимой: ее роли, оригинально задуманные и правдиво сыгранные, отличались остротой и лаконичностью сценического рисунка, смелостью и выразительностью деталей, филигранной отточенностью формы при огромной внутренней энергии и точной направленности темперамента. Но все объединялось все неотразимым обаянием актрисы, ее женской притягательностью, эмоциональной заразительностью ее художественной личности, которая сквозила во всех ее созданиях и властно подчиняла зрителей. Многие знаменитые современники Савиной, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную энергию, чарующую женственность.
Не только сцена
В 1899 актриса предприняла заграничную гастрольную поездку в Прагу и Берлин с небольшой труппой и репертуаром из пяти пьес, возбудившую там интерес к русскому сценическому искусству. В том же году она получила звание «Заслуженной артистки императорских театров». Хотя девизом Савиной были слова «сцена - моя жизнь», ее неистощимой энергии хватало не только для театра, но и для заботы о ее тружениках. В 1883 она стала секретарем Общества для пособия сценическим деятелям, преобразованного в 1894 в Русское театральное общество, председателем Совета которого Савина оставалась до конца жизни. Ее совместными с Молчановым усилиями и на их средства было создано Убежище для престарелых сценических деятелей (ныне Дом ветеранов сцены, носящий имя Савиной).